«ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ»

Салават Щербаков: Мы вновь открываем для себя великую эпоху Первой мировой войны
К 100-летию Первой мировой войны в разных городах России впервые появятся памятники ее героям. В Калининграде (бывшем Кёнигсберге) будет установлен памятник «Героям Первой мировой войны» народного художника России, скульптора Салавата Щербакова. Он же автор памятника, посвященного 100-летию Дальней авиации России в Москве. Кроме того, в столице, на территории Белорусского вокзала, будет установлена скульптурная композиция «Прощание Славянки», над которой работал авторский коллектив молодых художников из мастерской Салавата Щербакова.
Щербаков работает в жанре монументальной и станковой скульптуры. Среди наиболее значимых его работ - монументы на Поклонной горе в Москве - «В борьбе против фашизма мы были вместе» (совместно с А. Н. Ковальчуком) и Воинам стран-участниц антигитлеровской коалиции, в израильском городе Нетания – «Победе Красной армии над нацистской Германией». А также памятники русскому архитектору и инженеру В.Г.Шухову и генеральному конструктору С.П.Королеву. Салават Щербаков заведует кафедрой скульптуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова.
Сегодня скульптор отвечает на вопросы сайта РВИО.
- Салават Александрович, когда вы начали работать над памятниками в честь 100-летия Первой мировой войны 1914-1918 годов, что поразило вас больше всего?
- Конечно, история ее забвения, чему были, как мы теперь понимаем объективные причины. Эта война была закрыта для людей, говорю сейчас от имени своего поколения, я учился в школе в 60-е годы, и помню, что на уроках истории эту войну называли «империалистической». Вспомните, какие самые главные исторические события должен был знать советский школьник? Октябрьскую революцию 1917 года, Вторую мировую войну, а Первая, на тот момент, для всех нас плавно перетекала в Гражданскую. И среди личностей, которые творили историю России в период Первой мировой войны, начиная с 1914 года, естественно, называли императора Николая II, Троцкого, Ленина – персонажей, которых трудно представить в одной связке. Поэтому и война как бы распадалась на отдельные события и никак не собиралась в одно целое, хотя, проявляя настоящий героизм, воевали миллионы людей. Для тех, кто занимается подготовкой празднования 100-летия Первой мировой войны, для историков, писателей, деятелей культуры, это особенно очевидно. Мы занимаемся изучением этих событий заново. В исследованиях, которые ведут историки, большое внимание уделяется положению России в мировом пространстве того времени, борьбе разных стран между собой и подвигу миллионов людей.
Трагедия Первой мировой заключается еще в том, что началась она в дореволюционную эпоху, в рамках страны с одними идеалами, а продолжилась, после Октябрьской революции, совершенно в другой, и людям было трудно понять, кто с кем и за что воюет. Люди разных сословий, которые шли вместе, защищая Россию, - главная идея нашего памятника в Калининграде - пережили настоящую трагедию. Да, в 1914-1916-ом годах они еще шли вместе, и эта мысль отражена в 3-хфигурной композиции памятника «Героям Первой мировой войны» в Калининграде, где в бой идут офицер полка, дворянин, он - самый старший по возрасту, рядом с ним крестьянин, воплощающий народный характер, и молодой парень, возможно, из разночинцев. Представители разных классов, все они защищали Россию, воевали в одной армии, исповедуя общую на тот момент идею православия, самодержавия и народности.
И на каком-то этапе с этими людьми случилась катастрофа, и они стали стрелять друг в друга. В этой неразберихе было забыто много героев. Все знают о подвиге Александра Матросова, закрывшего собой вражеский дот, но широкой публике не известно имя солдата Первой мировой, который совершил точно такой подвиг в бою под Кёнигсбергом. На Первой мировой все было так же, как и на Великой Отечественной - медсестры, рискуя жизнью, вытаскивали раненых с поля боя, летчики шли на таран, воевали совсем молодые ребята, «сыновья полка», становясь Кавалерами Георгиевского Креста. Все эти чистые порывы людей были незаслуженно забыты. И сейчас памятник в Калининграде встает как наше воспоминание об этой войне, прорвавшееся через несколько слоев забвения. Первая мировая поднимается из забытья и встает вровень с самой страшной войной XX века – Великой Отечественной. В сути своей – такая же борьба за Родину, за государство, за народ, за свои семьи.
- Скажите, памятник «Героям Первой мировой войны» в Калининграде что-то отличает от остальных?
- Это первый памятник героям Первой мировой войны в России, если не считать монумент 1915 года в Вязьме (позже снесен). И установлен он будет в местах реальных боевых действий, на территории нынешней Калининградской области, в прошлом, Восточной Пруссии, где был проявлен массовый героизм русских воинов. Дело в том, что в других городах России, где будут стоять памятники, в основном, формировались полки, и располагались госпитали. Линия фронта с 1914 по 1918 год проходила через Украину и Белоруссию. Калининград (бывший Кёнигсберг) выделил знаковое место под памятник - напротив парка Победы на фоне одного из кёнигсбергских бастионов - «Астрономического бастиона». Памятник стоит на постаменте, на рельефе изображена медсестра и раненый солдат.
- Какую часть из того, что было предано забвению, думаете, удастся вернуть специалистам-энтузиастам?
- Удалось вернуть многие героические события, которые были описаны в прессе и старых журналах. Очень много любопытных сюжетов, фрагментов боев, варианты формы одежды всплывают из архивов, хотя немало военных архивов уничтожено. Но остался общий дух времени Первой мировой, и, надеюсь, довольно точно он будет нами представлен. Работа историков не закончится после празднования 100-летия Первой мировой. И сам импульс, который мы пережили, в связи с юбилеем, пойдет нам на пользу, и многое поставит на свои места.
- Как оказались вы вовлечены в этот процесс?
- В мастерской занимаемся разными темами, погружаемся в разные эпохи. Например, делаем стелы воинской славы для разных городов, начиная с времен Ледового побоища и раньше. И когда возникла тема Первой мировой, естественно, мы с удовольствием приняли участие в разработке памятников. Что касается памятника в Калининграде, в результате конкурса там были выбраны лучшие работы, и после обсуждения, куда какой памятник лучше подойдет, к процессу подключились губернаторы. С этого момента мы начали работать над памятником «Героям Первой мировой войны».
А над «Прощанием Славянки» мы работали совместно с Российским военно-историческим обществом, которое очень серьезно ведет эту тему, взяв на себя заботу о проведении юбилея. В обществе ведут поиск людей, которые готовы помочь в формировании внебюджетных средств на строительство памятников, подключают профессионалов. Над скульптурой «Прощанием Славянки» работали архитектор Василий Данилов и скульпторы Сергей Щербаков и Вячеслав Молокостов. Наша творческая мастерская помогала молодежи в этой работе.
- Как вы считаете, что удалось ухватить Василию Агапкину, автору музыки марша «прощание Славянки», что люди обожают его целый век? И, едва заслышав на концертах, поднимаются и слушают номер стоя?
- Да, «Прощание Славянки», под впечатлением от событий Первой Балканской войны написал в 1912-1913 годах штаб-трубач 7-го запасного кавалерийского полка в Тамбове Василий Агапкин, имя которого всегда забывают. А помнят две вещи – прекрасное название, которое у всех ассоциируется с проводами женщиной любимого человека на фронт, и мотив. И очень часто не совмещают их. Но если сыграть этот мотив, каждый скажет – «Я его знаю», потому что он на слуху. Марш звучит во многих фильмах, он прошел через весь XX век и стал символом проводов на фронт. Причем, посвящен он не только солдату, но и его семье – матери, жене, невесте. Тема смыкается, мы думаем не только о солдате в окопе, но и о тех, за кого он пойдет в бой, кто его провожал, кого он защищает. Кто будет оплакивать его, если солдат погибнет, и кто будет ждать и, дай-то бог, радостно встретит у ворот, когда он вернется. Вот и получается, что Родина начинается с семьи. Поэтому марш оказался знаковым, как говорят.
- Кто позировал для скульптурной композиции?
- И профессиональные натурщики, и девушка из Донецка, с востока Украины, и студентки Академии Глазунова, поэтому образ Славянки у нас слегка менялся во время работы. Пока скульпторы работали, Солдат и Славянка так и стояли, обнявшись. Одеты они, естественно, в одежду того времени – Солдат в шинель и сапоги, Славянка – в длинное платье. В плане композиции авторы не стали ничего изобретать, а запечатлели самый трогательный момент, когда люди сблизились, обнялись, а через секунду расстанутся. И вроде как зрители будут смотреть на них со стороны спин, все равно не стали хитрить, просто постарались вдохнуть чувство в их прощание. Собственно, отталкивались от текста первого куплета: «Наступает минута прощания, \Ты глядишь мне тревожно в глаза, \И ловлю я родное дыхание, \А вдали уже дышит гроза».
Персонажи наши стоят на круге, который расположен на уровне брусчатки того времени. Стоят в середине круга, напоминающего пластинку граммофона, и на ней можно прочитать отдельные куплеты, которых в марше было очень много, и в разных версиях они пелись по-разному. Кроме того, можно прочесть и ноты из марша. По кругу будут стоять гранитные скамьи для зрителей и два фонаря с геральдикой. На одном, где написано – 1914 год, будет Георгиевский крест, венок и оружие – пулемет «Максим», винтовка Мосина и маузеры. А на втором, где указана дата - 1941 год, автомат ППШ, пулемет Дехтярева и Орден Красной Звезды. Эта пара могла так прощаться и в 1941 году, так что «Прощание Славянки» проходит у нас через годы. Солдаты 1941-го были одеты почти в такие же шинели, разве что, длинных платьев тогда не носили... Памятник будет установлен на площади Белорусского вокзала, откуда уходили на фронт поезда.
- А где будет установлен памятник «К 100-летию Дальней авиации»?
- На Пироговке, на Девичьем поле. Там есть дорога к храму, так вот справа от нее и будет стоять памятник. Откроем его 1 августа. Сейчас как раз идет работа над памятником. Дело в том, что Дальняя авиации также была основана в 1914 году, именно тогда, 100 лет назад, возник самолет «Илья Муромец» Сикорского. А во время Второй мировой войны построили бомбардировщик «ПЕ – 8», который бомбил Берлин, а сейчас вокруг земного шара летает самолет «ТУ-160». Поэтому на памятнике изображаю летчиков из трех времен – Первой и Второй мировых войн и современных. Работаю с боевыми летчиками, приходилось встречаться и с командующим Дальней авиацией Анатолием Дмитриевичем Жихаревым. И вот смотрю я этим парням, которые мне позируют, в глаза и понимаю, что есть у нас люди, способные выполнять самую сложную работу. Герои, готовые на подвиг.
- Что вас вдохновляло в работе над памятниками?
- Посмотрели множество иллюстраций, рисунков, фотографий, хроники. Пригодилась и военная фотография моего деда, он был артиллеристом-прапорщиком. На фото он одет в гимнастерку, а гимнастерки в армии 1916-1917 годов были самых разных видов. Тогда происходило летнее передвижение войск. Первая мировая коснулась многих семей, мобилизация была обширной. Во время празднования 100-летия Первой мировой памятники героям появятся во многих российских городах, пройдут выставки, премьеры документальных и художественных фильмов.
- Вы преподаете в Академии Глазунова скульптуру, скажите, каковы сегодня ваши студенты?
- Таковы же, как и во все времена. Хотят постичь все сразу. А скульптура – дело очень трудное, нужно много учиться, много работать, развиваться. Школа – это работа. Так что, ведем работу, как говорится, в реальных условиях с реальными людьми. Из нашего вуза выходит много талантливой и перспективной молодежи.
Беседу вела Нина Катаева
Комментариев нет:
Отправить комментарий