Низкий поклон «Дикой дивизии»
Великая княгиня Мария Владимировна посетила Республику Ингушетия. Это первая из запланированной ею серии поездок в регионы России в связи с 400-летием династии Романовых, которое будет отмечаться в 2013 году.
У памятника «Дикой дивизии»
«Предстоящее событие я рассматриваю не столько как семейный праздник, сколько как юбилей восстановления российской государственности, победы многонационального и многоконфессионального российского народа, который смог преодолеть бремя Смутного времени», — сразу расставила все точки над «i» Мария Владимировна.
Ингушетия как стартовая точка программы подготовки к памятной дате выбрана отнюдь не случайно. Впервые за последнюю сотню лет на территории нашей страны создан памятник одному из членов августейшей семьи — младшему брату Николая II Михаилу. Дело в том, что в войну 1914–1918 годов он командовал Кавказской туземной, или как ее чаще называли, «Дикой дивизией», в которую входил четырехсотенный полк ингушей. Поэтому свое пребывание в республике Мария Владимировна начала с посещения Мемориала памяти и славы в Назрани, где на рвущемся в бой коне увековечен ее двоюродный дед. «Я до конца моих дней буду гордиться тем, что был начальником горных орлов Кавказа, отныне столь близких моему сердцу», — писал Великий князь Михаил.
Царственная особа отдала низкий поклон и священной памяти героев других времен. Символ связи поколений и высокого служения Родине воплощает соседствующий со скульптурой кавалеристов из «Дикой дивизии» памятник последнему защитнику Брестской крепости — лейтенанту Уматгирею Барханоеву. Рядом, на стене, высечены надписи его однополчан: «Прощай, родина! Умрем, но не сдадимся. Василий из Кургана, Ваха из Назрани, Султан, Артем, Николай, Магоммед».
Традиции патриотизма и гражданственности ингуши продолжают и сегодня. Напомню, Героем России номер 1 стал ингуш, генерал авиации Суламбек Осканов. 20 лет назад он отдал жизнь ради спасения жителей поселка Хворостянка Липецкой области, на который падал самолет. Минувшим летом звание Героя России присвоено Руслану Нальгиеву. При отражении нападения террориста-смертника на РОВД Назрани участковый предотвратил гибель 94 своих коллег, а сам получил тяжелые ранения и потерял ногу.
Глава Императорского дома была в Ингушетии, как, впрочем, и на Северном Кавказе, впервые, поэтому проявила большой интерес к событиям ингушской истории, отраженным в экспонатах Ингушского государственного музея краеведения. Среди них драматические страницы депортации 1944 года, конфликта 1992 года в Пригородном районе. Размышляя о превратностях исторических судеб, она упомянула о сестре своей матери, проведшей восемь лет в лагерях.
Великая княгиня наградила главу республики Юнус-Бека Евкурова за особые заслуги в деле защиты Отечества и возрождения республики (напомню, он — Герой России, возглавивший легендарный бросок российского десанта на Приштину в июне 1999-го) орденом святителя Николая Чудотворца. Его, к слову, хотел учредить для участников Первой мировой войны еще Николай II, но не успел, а идею реализовал в 1929 году в эмиграции кузен императора, дедушка Марии Владимировны Великий князь Кирилл Владимирович. Награда рассматривается как одна из форм духовного, просветительского, патриотического присутствия Императорского дома в современной России и символизирует принадлежность ее носителей к корпорации людей, которые должны оправдывать высокую честь продолжающимися трудами на благо Отечества.
В гимназии № 1 города Назрани Мария Владимировна восхитилась прекрасными условиями. «Тут с вас и другие страны должны взять пример, — заметила она. — Светло, красиво, прекрасные условия для занятий, а у меня в детстве были тусклые комнаты». Учащихся впечатлили ее слова о том, что, даже находясь в изгнании, члены Императорского дома никогда не просили иностранного гражданства и жили по беженским паспортам. На вопрос, что значит быть наследницей трона, Великая княгиня ответила: «Это огромная ответственность и сознание принадлежности не себе, а Родине, которой ты должен отдавать все силы и всегда морально поддерживать тех, кто нуждается в твоей помощи».
Поездка по узкой, извилистой дороге в Джейрахское ущелье, где находится целый ряд культовых достопримечательностей Ингушетии, с преодолением в некоторых местах бродов, привела в бледный вид журналистов, но не Великую княгиню. Перенеся тяготы путешествия с большим самообладанием, она приняла участие в первом за минувшие сто с лишним лет молебне в храме Тхаба-Ерды, одном из древнейших христианских памятников России.
Секретарь Владикавказской и Махачкалинской епархии, иерей Савва Гаглоев сообщил, что православная община Ингушетии надеется к 2014 году, дате 1000-летия крещения Алании, возродить святыню и открыть в церкви службу, а возможно и монашеский скит. Это совпадает с планами руководства республики сделать Джейрахский район центром паломнической и туристической активности.
Отвечая в Джейрахском ущелье на вопрос корреспондента «РФ сегодня», не утомил ли привыкшую к гладким европейским дорогам Великую княгиню тернистый путь в горы, она ответила: «Но в Европе тоже есть такие места. И в Испании бывают. Недавно горная река вышла из берегов и все сносила на своем пути. Это не главное. Здесь такая мощь, такая первоначальная красота…». Мария Романова даже позволила себе дать совет главе республики ни в коем случае не строить рядовое асфальтовое шоссе, чтобы не лишить эти места неповторимого природного шарма.
И похоже, Юнус-Бек Евкуров собирается принять его во внимание. По его мнению, паломничество к храму, который захотят посетить немало желающих, должно само по себе быть неким испытанием. «Легкодоступной у нас будет горнолыжная трасса, сооружаемая в селе Армхи Джейрахского же района, а Тхаба-Ерды и башни — другое дело. Можно организовать специальную фирму, которая будет на вездеходах завозить к ним туристов и паломников. Стоянку машин мы сделаем не ближе, чем за 150–200 метров от объектов, — решил он, — а дальше пусть люди ножками топают».
Однако настоящей информационной бомбой явилось сообщение о том, что только что изданная генеалогическая схема династии содержит документальное подтверждение родства Великой княгини с пророком Мухаммедом по линии кади (судии) Абу ал-Касим Севильского, жившего в 1042 году. Такая вот «симфония» крови, если иметь в виду, что грузинские корни связывают ее семейный род и с израильским царем Давидом.
Княгиня вручает орден святителя Николая Чудотворца Юнус-Беку Евкурову
Возложение цветов к Вечному огню
Российский Императорский дом сегодня не только семейный дом потомков Романовых, но и определенный институт, общенациональный символ. Его духовное возвращение на Родину началось с визита в 1991 году родителей Великой княгини в Санкт-Петербург и продолжается поныне. Подчеркнуто не занимаясь политикой, наследница престола направляет свои усилия на общественную, благотворительную и культурную деятельность. Сразу после посещения Ингушетии она направилась в Челябинск, а впереди еще не менее полутора десятка субъектов Федерации и епархий, а также ряд государств СНГ. На мой вопрос, есть ли у главы Императорского дома надежда на реставрацию в России монархии, Мария Владимировна ответила: «Я не гадалка. На все воля Божия».
Людмила ГЛАЗКОВА
Москва — Магас Фото Ибрагима АУШЕВА
Комментариев нет:
Отправить комментарий