вторник, 29 июля 2014 г.

«Шма» по обе стороны линии фронта

«Шма» по обе стороны линии фронта

«Шма» по обе стороны линии фронта

Евреи на фронтах Первой мировой войны

Как пишет историк Феликс Кандель, в годы Первой мировой войны среди русских евреев ходила история о некоем еврейском унтер-офицере, Георгиевском кавалере: «Однажды во время атаки он первым бросился на врага с винтовкой наперевес и пронзил штыком австрийского солдата. Несчастный успел только воскликнуть "Шма‚ Исраэль!" и упал замертво». Трудно сказать, легенда это или реальный случай, однако ничего невероятного в этом нет – и под знамена Антанты, и в армии блока Центральных держав были призваны сотни тысяч евреев, так что еврейский солдат, под каким бы флагом он ни сражался, мог встретить во вражеских окопах не только единоверцев, но даже родственников.

В странах, где евреи пользовались равноправием, еврейский боец мог дослужиться до офицерского и даже генеральского звания. К примеру, печально известный Альфред Дрейфус в начале войны вернулся на службу, и к 1918 дослужился до подполковника. В России вплоть до Февральской революции еврей, за исключением военврачей, не мог подняться выше унтер-офицера. Кроме того, военные действия на восточном фронте обернулось для тамошнего еврейства величайшим бедствием: наступление русской армии в Галиции сопровождалось погромами, русские евреи прифронтовой полосы стали жертвами массовой депортации во внутренние районы, сотни евреев были казнены по обвинению – как показывает историк О.Будницкий, во многих, если не в большинстве случаев ложному - в шпионаже и пособничестве врагу. Тем не менее, еврейские солдаты русской армии сражались с врагом не хуже своих товарищей. Так что с первых же дней войны газеты запестрели сообщениями вроде тех, что приводит в своих «Очерках времен и событий» Феликс Кандель: «Вольноопределяющийся еврей Кац за отличие в бою при Гумбинене произведен в подпрапорщики и награжден Георгием. Знак отличия вручил Кацу лично командующий армией… Гомельчанин Илья Тумаркин за выдающуюся храбрость награжден Георгиевским крестом и умер от ран‚ полученных в бою... Житель Лодзи Парадизталь отличился в кровопролитной стычке с неприятелем... Врач-доброволец Шварц из Вильно за самоотверженную работу награжден золотым Георгием и назначен старшим врачом». Сорок еврейских воинов стали за время войны кавалерами полного георгиевского банта (четыре награды), свыше трех тысяч – награждены георгиевскими крестами, этим высшим знаком солдатской доблести. Имена большинства из них известны сегодня только специалистам историкам, однако некоторые впоследствии прославились на других поприщах – к примеру, будущий знаменитый бас Марк Осипович Рейзен завершил войну с двумя георгиевскими крестами.

В других армиях евреи сражались не хуже. К примеру, одним из первых немецких солдат, награжденных Железным крестом, стал Арнольд Бернштейн, сын богатого судовладельца, служивший артиллеристом на Западном фронте,

Впрочем, в какую бы армию ни был призван тогдашний еврей, ему пришлось сражаться под чужими знаменами и за чужие национальные интересы. Единственным исключением оказался небольшой «38-й батальон королевских фузилёров», более известный как Еврейский легион. Созданный в составе британской армии по инициативе Владимира Жаботинского, этот небольшой отряд был переброшен на Ближний Восток, и принял участие в освобождении Палестины от турок. Разумеется, в масштабах мировой войны роль этого батальона была весьма незначительной, однако с еврейской точки зрения это было событием огромной важности – впервые за много веков евреи, пусть даже в составе чужой армии, сражались под своим национальным знаменем за свою историческую Родину – и показали семя достойными, храбрыми бойцами.

Евгений Левин специально для сайта РЕК

Комментариев нет:

Отправить комментарий