http://rvb.com.ua/history/dikaya-diviziya-istoriya-sozdaniya-i-ee-boevy-e-podvigi-glava-pervaya.html
«Дикая дивизия». История создания и ее боевые подвиги. Глава первая.
Итак, много времени потребовалось, что бы заново заняться темой о истории «Дикой дивизии». Первая моя статья о «Дикой дивизии» горцев которая воевала на территории Украины и была разгромлена осенью 1919 года, действительно имела некоторые неточности, и самая главная моя неточность в том, что та «Дикая дивизия» во время боев на Украине и во время боев Первой мировой войны, это две абсолютно разные вещи (как говорят в Одессе). Поэтому, что бы не порочить боевые подвиги «настоящей» «Дикой дивизии» так сказать «первого созыва», которую я перемешал с дивизией «второго созыва» но уже во время гражданской войны опишу, что на самом деле являла собой настоящая «Дикая дивизия» состоящая из горцев Кавказа.
Высочайшим указом Императора Российской Империи Николая II-го было объявлено о создании «Кавказской туземной конной дивизии» разделенной на три бригады из шести полков: Кабардинского, 2-го Дагестанского, Чеченского, Татарского, Черкесского и Ингушского (по два на бригаду). Дата Указа 23 августа 1914 года… меньше месяца назад началась Первая мировая война…
Также отмечу, что в составе российской армии уже находились Кавказская кавалерийская дивизия и пять Кавказских казачьих дивизий. Но появления «на свет» нового конного формирования состоявшего почти исключительно из выходцев с Кавказа (более чем на 90% из всего личного состава), было принято решение назвать его — «Кавказская туземная конная дивизия», чем подчеркивалось исключительная ее кавказская идентификация.
В конце сентябре 1914 года, когда завершилось формирование дивизии кавказских горцев, эшелоны повезли ее полки на Австро-Венгерский фронт в Украину, в Подольскую губернию, откуда в скором времени и предстояло ей вступить в боевые действия. Командиром Кавказской туземной конной дивизии высочайшим приказом от того же 23 августа был назначен младший брат царя генерал-майор великий князь Михаил Александрович.
Стоит отметить, и я это подчеркиваю, что в Кавказской конной новосозданной дивизии рядовых называли не «нижними чинами», как-то было принято во всей российской армии, а «всадниками». Так как у горцев не существовало обращения на «вы», то к своим офицерам, генералам, и даже к командиру дивизии великому князю Михаилу Александровичу, всадники обращались на «ты»! Хотя такое обращение нисколько не умаляло значения и авторитета командного состава в глазах горцев и никоим образом не нарушало дисциплины в полках и дивизии в целом. Это подтверждают некоторые воспоминания, так например офицер Ингушского полка Марков А. пишет: - «Отношения между офицерами и всадниками сильно отличались от таковых в регулярных частях. В горцах не было никакого раболепства перед офицерами, они всегда сохраняли собственное достоинство и отнюдь не считали своих офицеров за господ…». Подчеркивает это и офицер Кабардинского конного полка Арсеньев А. : «Отношения между офицерами и всадниками носили характер совершенно отличный от отношений в полках регулярной конницы, о чем молодые офицеры наставлялись старыми. Например — вестовой, едущий за офицером, иногда начинал петь молитвы или заводил с ним разговоры. В общем,
уклад был патриархально-семейный, основанный на взаимном уважении, что отнюдь не мешало дисциплине; брани — вообще не было места… Офицер, не относящийся с уважением к обычаям и религиозным верованиям всадников, терял в их глазах всякий авторитет. Таковых, впрочем, в дивизии не было»…
«В то время, горцы Кавказа, и «степные» народы Туркестана» — пишет Брешко-Брешковсвий, — не отбывали воинской повинности, однако при любви их к оружию и к лошади, любви пламенной, привитой с раннего детства, при восточном тяготении к чи-нам, отличиям, повышениям и наградам, путем добровольческого комплектования можно было бы создать несколько чудесных кавалерийских дивизий из мусульман Кавказа и Туркестана. Можно было бы, но к этому не прибегали». «Почему?» — ставит вопрос Брешко-Брешковский, и сам же отвечает на него: «Если из опа-сения вооружить и научить военному делу несколько тысяч инородческих всадников — напрасно! На мусульман всегда можно было вернее положиться, чем на христианские народы, влившиеся в состав Российского Царства. Именно они, мусульмане, были бы надежной опорой власти и трона. Революционное лихолетье дало много ярких доказательств, что горцы Кавказа были до конца верны присяге, чувству долга и воинской чести и доблести…». С этим утверждением можно было бы резонно поспорить (как например, во время Русско-Турецкой войны 1877-78 годов, именно на Кавказе мусульмане подняли восстание практически в тылу Российской армии сражавшейся с турками. Да есть еще много примеров!) но оставим это дело.
26 ноября Туземная конная дивизия через Львов (тогда это был город Австро-Венгерской Империи) начала продвижение в юго-западном направлении к городу Самбору. В тот день во Львове, свидетелем марша полков дивизии, по его улицам стал граф Илья Львович Толстой, сын Льва Толстого. Он, как журналист и писатель, приехал в этот город, около месяца назад. Именно тогда Львов захватили русские войска отбив его у австрийцев. О своих впечатлениях и чувствах, вызванных увиденными им кавказскими полками, Илья Львович расскажет в своем небольшом журналистском очерке «Алые башлыки», который был отпечатан в самом начале 1915 года в московском журнале «День Печати».
Вот, что он написал и что опубликовал журнал: «Первое мое знакомство с Кавказской туземной конной дивизией, произошло в Львове, когда командир корпуса производил ее смотр. Это было в самом центре города, против лучшего львовского отеля, в 12 часов дня, когда улицы были запружены народом, и когда жизнь большого города кипела в полном разгаре. Полки горцев проходили в конном строю, в походном порядке, один за одним, один красивее другого, и весь город в продолжение почти целого часа наблюдал и дивился невиданным дотоле зрелищем… Под скрипучий напев зурначей, наигрывающих на своих дудочках свои народные воинственные песни, мимо меня и горожан проходили нарядные, типичные всадники в красивых черкесках, в блестящем золотом и серебром оружии, в ярко-алых башлыках, на нервных, точеных лошадях, гибкие, смуглые, полные гордости и национального достоинства. Что ни лицо, то тип; что ни выражение — выражение свое, личное; что ни взгляд — мощь и отвага…»(с).
Продолжение следует…
Комментариев нет:
Отправить комментарий